Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

Отправьте заявку





Введение обязательного страхования от пожаров откладывается до 2014 года.


Минэкономики завершает сбор экспертных заключений по оценке регулирующего воздействия на экономику, связанных с возможным принятием закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара». Сбор заключений департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономики начал 26 ноября, как следует из документов ведомства, в окончательном варианте проект, разрабатывавшийся МЧС с 2007 года, был передан подчиненными Сергея Шойгу в экономическое ведомство 16 ноября 2010 года. Напомним, первая версия законопроекта была опубликована на сайте МЧС в феврале 2010 года: она предполагала обязательное страхование ответственности за причинение вреда в случае пожара всех собственников недвижимости в РФ, включая владельцев квартир, с января 2011 года. Уже в марте 2010 года (см. "Ъ" от 29 марта) от претензий к квартирам МЧС по требованию страховщиков и правительства пришлось отказаться. Хотя большая часть жестких формулировок закона, который ведомство господина Шойгу рассчитывало достаточно быстро «продавить» в связи с пожаром в пермском баре «Хромая лошадь», повлекшим массовые жертвы, в нем сохранилась. Версия проекта МЧС от 16 ноября уже существенно мягче: формулировки закона теперь сходны с формулировками законодательства о страховании ответственности владельцев опасных производств (ОПО), закон стал более «страховым». Кроме того, по настоянию правительства, МЧС и Минэкономики договорились о введении обязательного противопожарного страхования в действие не с 2011, а с июля 2014 года. Остальные положения законопроекта, в том числе ответственность «пожарных» саморегулируемых организаций страховщиков по аналогии с ОСАГО и ОПО, сохранились почти неизменными.

Страхование владельцев квартир в законопроекте обойдено достаточно элегантно: объектом страхования выступает целиком объект недвижимости (в том числе, очевидно, и многоквартирный дом), а не его составляющие. Страховка на такой объект покрывает все риски ущерба третьим лицам. Текст законопроекта в качестве объекта обязательного страхования называет объект, упомянутый в техрегламенте о пожарной безопасности 2008 года, где квартиры в качестве объекта недвижимости не упоминаются - речь в этом случае идет только о многоквартирных домах. То есть с 2014 года страховка будет обязательной (без нее эксплуатация дома запрещена) для собственника дома - ТСЖ или же муниципалитета, в случае частного дома - юрлица или физлица. Отметим, что таким образом население все равно будет участвовать в обязательном страховании, но через коллективного страхователя, что существенно дешевле и проще.

Минимальная страховая сумма - 10 млн руб., лимит обязательной страховки - 500 млн руб., устанавливается система коэффициентов по пожарным рискам. В сравнении с февральской версией документа вдвое, с 1 млн до 2 млн руб., увеличены лимиты выплат по здоровью или смерти потерпевшего в результате пожара. Лимит компенсации по сгоревшему имуществу - 500 тыс. руб. Суммы выше уплачиваются только по суду и в рамках гражданских исков. Соотношение добровольного и обязательного страхования в законопроекте не указывается, обязательно страхуется ответственность перед третьими лицами - страхование имущества остается добровольным в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Тарифы и их структуру, указывается в документе, определит позже правительство. Но, исходя из приложений к документу, МЧС предлагает достаточно низкий страховой тариф - 0,01% от базовой страховой суммы (от 10 до 500 млн руб.) в год (см. таблицу), кроме жилой недвижимости - на нее тариф установлен в 0,001% от страховой суммы. Конкретная сумма устанавливается по итогам экспертизы пожароопасности здания.

Цена вопроса для экономики в этой версии закона не слишком велика. По подсчетам МЧС России, экономический эффект в случае принятия закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара» в цифрах 2007-2009 годов составит порядка 6,5 млрд руб. в год. При этом госбюджет недополучит порядка 861 млн руб. потенциальных доходов рентабельных предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а расходы всех уровней бюджета на страхование неприватизированных объектов составят около 361 млн руб. Однако казна пополнится дополнительными налогами в размере около 500 млн руб., куда войдет налог на прибыль для страховых компаний, а также налог на резервные суммы, оставшиеся у страховщиков после проведения всех выплат. По данным МЧС России, для госбюджета самой доходной статьей станет страхование частного жилья - процедуру обязательного страхования в 2007-2009 годах должны были пройти собственники 58,6 млн квартир и домов (для них страховой взнос составил бы 10 тыс руб., очевидно, схожий эффект даст обязательное страхование ТСЖ и муниципальных собственников жилья). Страхование предприятий мелкого и среднего бизнеса для государства (всего около 1,8 млн предприятий) принесет всего в казну 72 млн руб. налогов со страховых взносов. Совокупный доход бюджета от налогов на новый вид страхования составит, по расчетам МЧС, около 1,2 млрд руб., при этом выплаты по закону в год составят около 7 млрд руб.

Перспективы вступления в силу нового вида обязательного страхования пока неочевидны. С одной стороны, президент Дмитрий Медведев по итогам «пожарной» кампании лета 2010 года высказывался за скорейшее введение в действие нового вида страхования. С другой стороны, перспективы введения страхования ОПО в 2012 году и рост нагрузки на бизнес в результате реформы системы социальных фондов в том же 2012 году уже заставили правительство перенести срок введения обязательного противопожарного страхования на 2014 год. Очевидно, что необходимость в быстром принятии законопроекта отсутствует - его можно дорабатывать минимум два года. К тому же одним из условий реализации закона является создание государственной информационной системы анализа пожарных рисков и регистрации случаев пожаров - эту систему проект предполагает запустить с лета 2013 года. Создание ее потребует расходов бюджета, причем в финансово-экономическом обосновании проекта, имеющемся в распоряжении "Ъ", эти расходы не указаны. К тому же срок обязательного страхования недвижимости от пожаров явно привязан к введению в действие налога на недвижимость. Вероятно, введение этого страхования будет синхронизировано с созданием базы данных по кадастровой стоимости недвижимости - как и в случае с базой налога на недвижимость.

Пожары, пожар, овый 2


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: +7 (843) 297-57-22