Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

Отправьте заявку





Огнеборцы-добровольцы


Огнеборцы-добровольцыПринятие закона "О добровольной пожарной охране" должно проходить с участием МЧС

Страшные пожары нынешнего лета со всей жестокой очевидностью продемонстрировали необходимость совершенствования законодательства в сфере пожарной безопасности. В Госдуме подготовлен проект федерального закона "О добровольной пожарной охране". Обсуждение его состоялось и в Общественной палате РФ.

Закон этот начал разрабатываться еще в 2001 году. Добровольные пожарные дружины, когда-то активно действующие даже в нашей сельской местности и оказывающие при необходимости активное противодействие пожарам, к тому времени уже не существовали. Это неудивительно. Раньше в качестве организующей их силы выступали приказы и распоряжения председателя колхоза или директора МТС, кои давно уже исчезли из нашей жизни. Вот только беда, что пожаров меньше не стало. И зачастую население, вместо того чтобы начать борьбу против огня, просто ждет, когда приедет пожарная машина, и теряет драгоценное время, а вместе с ним имущество, которое горит. Заметим, пожар в населенном пункте и в лесу очень сильно отличается. Многие специалисты даже считают, что лесными пожарами должно заниматься не МЧС, а лесные ведомства. Но значительная их часть в последнее время была либо реорганизована, либо упразднена. Теперь по новому Лесному кодексу на лесных участках, переданных в аренду, сами арендаторы должны ликвидировать возгорания. Однако, увы, необходимых для этого средств они, как правило, не имеют. Эти и другие факторы стали весомой причиной для того, чтобы государство выработало правовые основы для участия населения в пожарной безопасности.

Надо сказать, нигде в мире тушением пожаров не занимаются исключительно государственные структуры. Всем миром против огня - этот принцип справедлив для всех государств. Другое дело, что сейчас в цивилизованных странах рядовые граждане, которые являются добровольными пожарными, проходят специальную подготовку. Она позволяет им грамотно и без ущерба для здоровья противостоять беде. Более того, такое участие в пожарной безопасности оказалось настолько эффективным, что число добровольных пожарных во многих странах значительно превышает число профессионалов. Добровольчество в этой сфере было характерно и для России. Кроме партийных циркуляров существовали и другие результативные способы сопротивления пожарам. Причем они были частью обыденной жизни граждан. Так, во всех деревнях имелась рында. В каждом дворе - ведро, багор и песок, средства немудреные, но весьма нужные. На предприятиях, учреждениях на видном месте стоял стенд с противопожарными средствами. Существовал план действий на случай экстренной ситуации, где было четко расписано: какой работник за что отвечает и как действует. Проводились соответствующие учения среди сотрудников. Нельзя сказать, что они имели массовый характер. Но сам подход, нацеленный на то, чтобы люди были во всеоружии теоретических и практических знаний, конечно, оправдан.

Возродить роль граждан в противопожарной охране и призван новый закон. Однако, судя по обсуждению, состоявшемуся в ОП, проект содержит много спорных моментов. Например, юрист-эксперт ОП Борис Замай обратил внимание на то, что в проекте существует норма, согласно которой государство не станет участвовать в финансировании деятельности добровольных пожарных. Но тогда непонятно, на какие деньги приобретать для них машины и снаряжение, осуществлять страхование. Кстати, чтобы одеть пожарного в защитную одежду и оснастить всем необходимым требуется 150 тыс. рублей. Цена же специализированной машины - 2 млн 300 тыс. рублей.

В проекте закона прописано, что надо создать общественные организации для добровольных пожарных. В статье 1 читаем: "Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров". Получается, что добровольцы - не члены этих организаций не смогут принимать участие в тушении? Если это сужение рамок для приложения сил граждан, то зачем оно? А если вправе участвовать все, кто считает нужным, тогда чем новый закон отличается от давно уже принятого положения о добровольных пожарных дружинах?

"У нас многие граждане давно научились обходиться вообще без государства, и на таких "партизан" закон никакого влияния не окажет, а вот законопослушным добровольцам жизнь сильно осложнит, - говорит руководитель лесного отдела Гринписа Александр Ярошенко. - Если им придется создавать юридическое лицо, то для тушения пожаров потребуется получить лицензию. Это дорогая и сложная процедура, неподъемная для большинства общественных объединений".

Обратить внимание надо и на то, что по уставу такая организация должна иметь и руководителя, и водителя, и бухгалтера на постоянной основе. Но откуда для этого возьмутся средства? Федеральное финансирование не предусмотрено для содержания штатных сотрудников таких организаций, а местные власти вряд ли будут это делать.

Владимир Ермилов, председатель Московского областного отделения ВДПО, обратил внимание на то, что в законе прописано - доброволец должен быть обучен азам тушения. Да, уже сейчас существует курс в 380 часов, который изучают пожарные. Но согласятся ли добровольцы потратить столько времени? Навряд ли. Это связано не только с их личным желанием. Мало найдется работодателей, которые будут отпускать своего сотрудника на столь продолжительный срок, пусть даже и на такую важную учебу. И куда логичнее для добровольных пожарных разработать упрощенный курс. Непонятно и то, кто будет оплачивать человеку время, которое он потратил на дежурство как добровольный пожарный? В законе об этом ни слова. Ясно и то, что за свой счет большинство людей это делать не станут. Оснащение добровольных пожарных дружин - тоже весьма важный вопрос. От этого зависит эффективность их работы. Наверное, на определенных условиях эти общественные структуры могли бы получить списанную технику того же МЧС.

Эти и другие вопросы необходимо четко прописать в законе. ОП уже разработала свои поправки к закону. Так, предложено более четко дать определение "ДПО" (добровольная пожарная охрана). Как считают в ОП, эта организация представляет собой "совокупность созданных в установленном порядке общественных и комбинированных противопожарных формирований в форме добровольных пожарных команд и добровольных пожарных дружин". Предлагается дать другое определение "добровольному пожарному", взяв за основу понятие "спасатель" из ФЗ № 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Внесены и другие существенные поправки. Они настолько существенные, их там много, но, однако, куда важнее то, что глава комиссии по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин счел нужным сказать: "Законопроект не коррелируется с законодательством Российской Федерации". Общественная палата направила в Госдуму предложение о переносе рассмотрения данного законопроекта.

Наша справка

Соотношение численности профессионалов и добровольцев: в Китае 130 тыс. - 7 млн 500 тыс.; в США 322 350 - 825 450; в Японии 154 тыс. - 944 тыс.; в России 280 тыс. - 145 тыс.

Среди мест, где случаются пожары, в начале печального рейтинга находятся здания. Там происходит до 40 процентов возгораний. По 10 процентов приходится на транспорт и мусор. По 5 процентов - на домохозяйства и траву. И 0,7 процента - на леса.

Ольга Матвеева

Пожары, лесные пожары, пожар


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: +7 (843) 297-57-22